Сибирский Хаски - Хаски Форум

щенки хаски

ездовой спорт

выставки

17 Июля 2024, 23:38:50 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 24   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Экспедиция Danler в Якутии.  (Прочитано 50842 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Telemark Ski
Ветеран
*****
Сообщений: 2574


Arctic travel


« : 20 Декабря 2011, 21:03:32 »

Предисловие.
Рабочее название данной экспедиции звучало как "Плюс 500 и минус 45". Цифра 500 обозначала запланированные километры прохода.Ну а минус 45 это средняя для этих мест и данного времени температура.
Был выбран самый холодный для Якутии месяц-середина декабря.
В упряжку было отобрано 10 якутских лаек. Пожалуй, это единственная порода ездовых собак, способная проходить до 70 км за переход в таких суровых условиях.
В качестве нарты был использован Odyss MD- нарта для средних и больших дистанций.




День первый. Разведка.
Первый день и 35 км пути, уже сейчас, по приезду, кажутся легкой тренировочной прогулкой. Но тогда, в тот самый первый день,  в моем понимании  ситуации решалось многое. И пока я шел эти 35 км привычные, созданные в теплом московском офисе планы, рушились как хрупкий карточный домик.
Все, что я взял с собой из экипировки, все, над чем так долго ломал голову и тщательно подбирал, попросту не работало!
За первые десять минут пути на открытом и продуваемом пространстве, лицом  хватанул ожег обморожения.  Щека побелела и минут десять я потерял на то ,чтобы реанимировать ее активным растиранием.
Собаки, до этого более суток просидевшие на привязи, рвались в «бой», но мне пришлось заякорить нарту и долго рыться в рюкзаке, неуклюжими в меховых рукавицах руками, в поисках неопреновой  маски.
Первоначально одетые горнолыжные очки,  оказались полностью бесполезны. От учащенного дыхания они  запотели и моментально покрылись слоем инея.


Наконец, приведя в чувство лицо, выбил якорь и собаки услышали долгожданное « Патя! ( вперед)».
Последующие полчаса полностью разбили мое привычное мнение о пуховой одежде. Экспедиционную норвежскую пуховку пробивало тончайшими иголками якутского холода.
Пальцы ног, начали неметь и вибрам  “восьмитысячников” задубел как пересушенная рыба.
Все, о чем меня предупреждал Герман, имевший неоценимый опыт длинных дистанций в условиях крайних холодов, началось сбываться.
И не знаю, что бы я делал, если бы не длинный тягун, уходящий в с открытого пространства в глубь таежного леса.
Поначалу, подъем был не столь ощутим и собаки бежали не теряя скорость, но вскоре крутизна увеличилась и, поначалу я подруливал нарту ногой, а потом и побежал, толкая ее перед собой. Десяти минут  активной работы на крутом подъёме хватило, что бы окончательно  согреть верхнею часть тела.
В конечном счете , подъем закончился  и, встав на нарту, я стал оценивать ситуацию. Собаки вошли в привычный ритм, и мне уже было без надобности подгонять их своим промороженным криком. 
Низкое северное Солнце позволяло смотреть на себя не щурясь, сквозь частые стволы упакованных в белый иней  низкорослых таежных деревьев.



Два часа пути до промежуточной точки вполне достаточное время, что бы оценить и переварить то, чего ты до этого не знал и о чем не задумывался.
- Почему, как и какие  люди живут здесь?
Мы измеряем нашу жизнь часами. Они – отведенным им световым временем.
Нас интересует  сколько бензина «кушает» наше авто на 100 км.  Их - сколько за час времени. Именно за час, поскольку машины тут не глушат сутками. Приехал на работу - машина стоит под окном и пыхтит.
Чтобы нам отправить СМС, надо дождаться очередной остановки метрополитена или удобного сигнала светофора.
Что бы Им отправить СМС, порой необходимо отыскать высокое дерево. Там - повыше , бывает, что связь схватит. Более «продвинутые» придумали иной способ. Написать текст, нажать «Отправить» и высоко, как только  возможно, подбросить телефон. Кидать пока не уйдет. И ведь уходит.
Основной пищей здесь есть то, что в наших больших и приспособленных для жизни городах является дорогущим деликатесом  – нельма, оленина, жеребятина.
Водку здесь не вливают внутрь себя. Водкой угощают длинную дорогу, дом, огонь, все то, от чьей «благосклонности» зависит многое, как правило - жизнь.
За подобными раздумьями, дорога оказалась короче, и, по протяжению двух часов, я достиг промежуточной точки своего пробного выхода. Это было Шаманово дерево. Обособленно  стоящая сосна.
Весь ствол дерева и все ветки были перевязаны ритуальными ленточками. Собаки, пользуясь случаем остановки, тут же улеглись в снег. Пока я завязывал свою ленточку и просил судьбу быть благосклонной ко мне во время моего многодневного перехода к Ленским столбам, многие из них успели просмотреть не один сон из своей собачьей жизни.
На обратном пути, на спуске, разогнавшиеся собаки дважды переворачивали незагруженную экипировкой нарту. Помня основное правило каюра – ни в коем случае не отпускать нарту, я крепко удерживал ее и бился телом обо все, что попадалось на нашем пути. При этом, я напрочь забыл понятную собакам команду «Тай!», что значит «Стоп», и  избивая себя о пни, стволы и нарту кричал все, что подсказывало сознание. Скорее всего, я не был оригинален, и подобный трехпалубный  русский «язык»  нисколько не смущал якутских лаек на их пути к дому , отдыху и долгожданной еде.



(продолжение сл.)
Записан
Advert
ok
*****
Сообщений: 563



« Ответ #1 : 20 Декабря 2011, 21:19:25 »

Максим Вам респект, жду продолжения. Особенно интересно как вели себя нарты и кто-нибудь из Danler ездил на нартах в таких условиях.
Записан
Telemark Ski
Ветеран
*****
Сообщений: 2574


Arctic travel


« Ответ #2 : 20 Декабря 2011, 21:45:56 »

Я обязательно отпишу по нартам. Поскольку им досталось по полной программе. От перемороженного снега, то нагромождения торосов.
Danler признался, что нарты еще ни разу не были использованы в подобных условиях.  Весь проход совершила одна упряжка. Отдельно я напишу об идеальной организации данной экспедиции со стороны руководителя Германа Арбугаева ( участника гонки Беренгия 2009) и его поистине огромном опыте.
Записан
Елена+Шакир
Ветеран
*****
Сообщений: 751


РОО ХЦЕС "TANDEM"


WWW
« Ответ #3 : 21 Декабря 2011, 02:16:36 »

Очень интересно, ждем продолжения!!!!!!!
Записан


Пусть крутят пальцем у виска, качают головой слегка, мол, - крышу почините - протекает!
Мне объясняться не досуг, что этот пёс - мой лучший друг, в людской среде альтернативы не бывает.
К_В_Петрович
Постоялец
***
Сообщений: 112


Благовещенск (Амурская обл)


« Ответ #4 : 21 Декабря 2011, 04:18:40 »

Хорошо написали, интересно читать.
Записан

Лесом еду, лес пою.
Telemark Ski
Ветеран
*****
Сообщений: 2574


Arctic travel


« Ответ #5 : 21 Декабря 2011, 19:20:09 »





С раннего утра сборы. На прицеп, где уже стоит перевозка для собак, вкатывает снегоход.
 На сетке багажника « Дефендера» расположились грузовые сани,  те, что пойдут за снегоходом и нарта для упряжки.
В нарте все необходимое – спальники, шкура оленя, запасные карабины, термоса.
Там же загружена кухлянка (шуба-анарак из оленьего меха).
Поминая предыдущий опыт,  сразу экипируюсь в подбитые камусом высокие тарбуза.
Тарбуза напоминают унты, но намного легче и в то же время теплее. Олений камус на подошве выполняет несколько функций. Он не проскальзывает (свойство камус), на тарбуза не налипает снег, он  сгибается  в области ступни как обычные носки и в то же время обладает удивительными теплоизоляционными  свойствами.
Единственным и непременным условием для сохранения этих свойств является то, что тарбуза не должны намокать. А потому, находясь в теплом помещении их лучше «выкидывать на улицу.» 
Для утяжеления нарты  кидаем туда же станции для собак. Станции представляют из себя 20 метров металлического троса, на котором закреплены цепи. Ровно 10, по количеству собак.  Во время стоянки (ночевки) станция закрепляется между двумя деревьями  и служит «постоялым двором» для четвероногих членов упряжки.
Мы берем две станции. Просто на всякий случай.
Перевозка имеет 12 кают, и на данный момент, в две свободные загружаются мешки с мороженой рыбой. Это основная пища якутских лаек. В каждой каюте, предназначенной для собак, насыпано сено.
Предстартовая проверка, экстренная канистра топлива, спутниковая связь, аккумулятор,  провизия.… Вроде все на месте.




Около часа езды по грунту северного «автобана»  и Дефендер ныряет в широкую таежную просеку. Еще полчаса на разгрузку, упаковку грузовых саней и все готово к первому этапу пути, который составляет около 45 км.  Мы отпускаем группу сопровождения и тяжелый внедорожник уходит в сторону Якутска и далее к берегам Лены, что бы завтра встретить нас в оговоренной точке.
Владимир, мой спутник и водитель снегохода, достает из ящика с провиантом бутылку водки и добрый кусок хлеба.
- Надо покормить и напоить дорогу. Держи. – Говорит он, протягивая мне граненый стакан.
Я крошу в снег хлеб и выливаю из стакана тягучею от мороза водку.
-  Будь милостива к нам и пусть удача прибудет с нами.
Вот и все. В путь.
Снегоход газует и поднимает вокруг себя клубы пара, выхлопного газа и снежной пудры.
Собаки, почуяв отпущенные тормоза и услышав призывное «Патя!» срываются с места.
Первое время, они шустро гребут лапами, не отставая от снегохода. Но вскоре, переходят на свой обычный ритм. Снегоход уходит от нас все дальше и дальше и вскоре скрывается из вида.
Мы идем с крейсерской скорость в сторону низкого Солнца, а значит на Север. Теперь нас окружает молчаливое одиночество таежной тундры, и я слышу лишь звуки полозьев о снег и движение упряжки.
Якутские лайки удивительно неприхотливы, безобидны и выносливы. Но всегда надо помнить, что это собаки. И как каждая собака, находясь в группе, это либо слаженно работающая  упряжка, либо свора.
В упряжке не существует «случайных» собак. В моей упряжке  чуткий и умный «передовик» - Чук. Чук бежит  в паре со спокойным и покладистым  Ильменем.
Эта пара удивительно слаженна. Чук, небольшой и взъерошенный, безошибочно узнает дорогу и направляет упряжку. Кроме того, я замечаю, насколько он грамотно определяет более легкую для себя и остальных собак дорогу. Он никогда не ломится в глубокий снег, а всегда находит твердый наст.


«Подруливающие» Туман и Вучум, в центральной части Тугрик, Готур, Марго и Москва.
И самые мощные Валдай и Ирбис коренными и ближе к нарте.
.
В упряжке нет вожаков. Они все едины. Единственный авторитет это сам каюр. Он и есть тот самый вожак, который определяет порядок упряжки. И если у каюра нет авторитета перед собаками, упряжка легко превращается в свору, готовую по любому случаю перегрызться между собой.
В этом и есть отличие каюра, от просто катальщика.
За продолжительное время, проведенное вместе, можно определить и понять характер каждой собаки. И если каюр таковым является, он легко распознает, кто из собак хитрит или отлынивает, а кто является зачинщиком ссор.
Каюр не просто должен уметь стоять на двух полозьях и выкрикивать нужные команды.
Нарта и упряжка это единый организм, соединенный между собой нервом потяга.
Каюр должен чувствовать этот нерв. Где-то помочь собакам, сойти с нее и побежать рядом. Где-то подтолкнуть, где-то прикрикнуть.  В противном случае, собаки могут попросту встать. А  в их, собачьем понимании, такая остановка может означать одно - кто-то из команды  не работает и этот кто-то должен быть наказан. Сурово  и тут же. И тогда, до этого, совершенно спокойная упряжка, в одночасье может превратиться в путающийся в потягах и собственных телах комок ярости и щелкающих челюстей. В этом случае им абсолютно  все равно, что именно попадает   “под зубы”, будь то шея, хвост соседа, или рука разнимающего их каюра.
Еще на базе, я обратил внимание на веревочную плеть, которую имеет каждый каюр. Именно веревочную. Поскольку основное предназначение этой плети не доставить боль «заигравшейся» собаке, а заставить слышать каюра. И ни в коем случае этой плетью не должна быть рука вожака. Ибо рука каюра  дающая, но не карающая.
В то же время, нельзя быть «подручным» в упряжке и все время помогать собакам. Они хорошо чувствуют ослабление, принимают каюра за равную тяговую силу и даже не пытаются увеличить  скорость при ослабленном потяге.
Первым признаком признания каюра как вожака является весьма интересная особенность собак. Наиболее хитрые  и склонные к халтуре, ослабив свой потяг,  поворачивают к каюру голову. Как бы проверяя на «вшивость»- заметил или не заметил? 
Понимание этих моментом складывается в некую философию, которой я учусь у собак и природы. И времени для этого изучения вполне достаточно, ибо путь наш долог и нетерпелив.

Проходим около 30 км. И я замечаю впереди снегоход. Подруливаю и якорю нарту. Володя тут же сажает «передовиков» на короткую пристежку снегохода.
-Темнеет.- Говорит он мне.- Будем уходить правее. К озеру. А там и до зимовья рукой подать.
Открываем термос и пьем чай. И пока я делаю один глоток, чай в пластиковой плошке моментально остывает.
Солнце окончательно побледнело и стремится упасть за горизонт, а Луна, не дожидаясь этого падения, уже вовсю серебрит противоположную часть неба.
Остатки чая выплескиваются на снег и тут же превращаются в бледно коричневый кусочек льда.
Володя уходи вперед. Он хочет пораньше затопить печь и нагреть избушку к нашему приходу.
Мы опять остаемся в одиночестве и сгущающихся красках наступающей таежной ночи.
Достаю налобный фонарик и в его слабом свете, окружающее уже не кажется столь враждебным и холодным.
Остаток пути мы проходим по открытому пространству озера и над нами царствует бледный диск Луны. Как ни странно, но я не вижу звезд. Только пару наиболее ярких.
К зимовью мы приходим в темноте и, растянув станцию, привязываем собак.
Несмотря на усталость, оказавшись на привязи, они начинают выть и лаять. И пока мы колем топором смерзшеюся, в единый комок рыбу, этот «концерт» сопровождает и нас и окружающий лес.
Получив пищу, собаки успокаиваются и затихают.
В зимовье все просто. Нары, стол, и печь. Печь уютно потрескивает дровами. На столе оленина, хлеб, рыба,  чай, блинчики, конфеты.
На нары кидаем толстый войлок, шкуры и спальники.
Время 10 часов вечера. Ну, все. Поесть, почаевничать и спать. Завтра будет новый день и будет новый путь.
 
Записан
matalat
Старожил
****
Сообщений: 372



WWW
« Ответ #6 : 22 Декабря 2011, 06:02:05 »

Очень занимательный и поучительный рассказ, ждем продолжения.
Отдельно хотелось бы услышать о рабочих качествах якутских лаек. Очень заинтересована в этой породе (давно у меня на них глаз лежит) и упряжка  таких собак как раз для наших климатических условий
Записан

Спортивная Федерация ездового спорта Красноярского края
Юлия Nic
Ветеран
*****
Сообщений: 3222


Питомник сибирских хаски Altai Rocks


WWW
« Ответ #7 : 22 Декабря 2011, 06:16:41 »

Ждём продолжения!!

Чтобы нам отправить СМС, надо дождаться очередной остановки метрополитена или удобного сигнала светофора.
Что бы Им отправить СМС, порой необходимо отыскать высокое дерево. Там - повыше , бывает, что связь схватит. Более «продвинутые» придумали иной способ. Написать текст, нажать «Отправить» и высоко, как только  возможно, подбросить телефон. Кидать пока не уйдет. И ведь уходит.

У нас в Горном Алтае, где горы экранируют и мешают мобильной связи местами так же  да-да А в местах турстоянок - деревья с сучьями, удобные для залезания и табличка "Билайн".
Записан

Nordic Light
Ветеран
*****
Сообщений: 3735


« Ответ #8 : 22 Декабря 2011, 07:41:08 »

Цитировать
это единственная порода ездовых собак, способная проходить до 70 км за переход в таких суровых условиях.
а как же сибирские команды, которые ходят юкон , амудсенрейс и айдитород?
хорошие упряжки сибирок способны идти за день 150км.

p.s. а что в итоге одевали из одежды, посслойно интересует. и что на руки?
Записан
matalat
Старожил
****
Сообщений: 372



WWW
« Ответ #9 : 22 Декабря 2011, 11:37:39 »

Я думаю, что якуты, в смысле лайки, еще не перекочевали в квартиры, как наши породы - хаски да маламуты, поэтому морозоустойчивость у них в генах пока крепко сидит
Записан

Спортивная Федерация ездового спорта Красноярского края
Telemark Ski
Ветеран
*****
Сообщений: 2574


Arctic travel


« Ответ #10 : 22 Декабря 2011, 13:34:22 »

Цитировать
это единственная порода ездовых собак, способная проходить до 70 км за переход в таких суровых условиях.
а как же сибирские команды, которые ходят юкон , амудсенрейс и айдитород?
хорошие упряжки сибирок способны идти за день 150км.

p.s. а что в итоге одевали из одежды, посслойно интересует. и что на руки?

Конечно ходят. Однако , так уж совпало, в момент моего крайнего дня, меня попросили покатать американских авиационных техников. В этот день я уже был на "базе" и на завтра у меня был самолет домой.
Техники эти с Аляски. Так вот они пригнали пару Боингов и тестировали двигатели. Тестировали в условиях, коих ни на Аляски ни где ближе как Якутск нет.
К чему я это. К тому, что нельзя сравнивать климат Аляски и Якутии. Тот же Тикси, находится глубоко севернее Якутска, однако средняя температура ( благодаря нахождению на побережье) в Тикси выше градусов на 10.
У меня у самого две хаски. Но мне было не по себе, когда я представил их в подобных для проживания условиях.
Якутки живут либо на открытом пространстве ( цепи), либо в перевозке, либо в упряжке.
Перепад летних и зимних температур достигает от +38 до - 60. Это почти 100 C.
Естественно , что в подобных условиях, что бы выжить, у них развились особые природные качества.
Как пример выживания: Рожает якутка там же где и живет. И иногда это случается в жуткий холод. Родив щенков, якутка сидит на месте подобно пингвину. Те щенки, что остались под мамой выживают. Те что отползли в сторону и не смогли добраться ( самостоятельно) до тепла суки, погибают.
И никто ( я имею ввиду человека) не вмешивается в этот естественный отбор.
Кроме того. Надо учитывать ( при резко континентальном климате) время и месяц года. Все минусовые рекорды температуры в Якутии фиксируются именно в период середины декабря, по начало января.
Не думаю, что это самое удобное время для проведения массовых многодневок. Полагаю что и на Аляске не проводят гонки в самое холодное время года.
И кстати. Именно Якутск весьма удобное место для проведения подобных соревнований ( логистика, прием, тех. сопровождение и т.д )
Но только не в декабре-январе. В марте- апреле самое оно.  Улыбка   
По второму вопросу.
1. Термобелье ( Salewa)
2. Виндблок ( North Fase)
3. Пуховик ( -66C North)
4. Кухлянка
5. Утепленные штаны с непродуваемым верхом ( Eder)
6. Термоноски
7. Тарбуза с камусом
8. Руковицы ( Salewa) + руковицы ( Песец)
9. Неопреновая маска + флисовая балаклава.
10.Шерстяная шапочка из Альпаки ( куплена на рынке в Темос де Чилиан. Чили)
« Последнее редактирование: 23 Декабря 2011, 01:06:54 от Telemark Ski » Записан
Telemark Ski
Ветеран
*****
Сообщений: 2574


Arctic travel


« Ответ #11 : 22 Декабря 2011, 13:36:30 »

Ждём продолжения!!

Чтобы нам отправить СМС, надо дождаться очередной остановки метрополитена или удобного сигнала светофора.
Что бы Им отправить СМС, порой необходимо отыскать высокое дерево. Там - повыше , бывает, что связь схватит. Более «продвинутые» придумали иной способ. Написать текст, нажать «Отправить» и высоко, как только  возможно, подбросить телефон. Кидать пока не уйдет. И ведь уходит.

У нас в Горном Алтае, где горы экранируют и мешают мобильной связи местами так же  да-да А в местах турстоянок - деревья с сучьями, удобные для залезания и табличка "Билайн".

Замечательно! ))))))
Записан
matalat
Старожил
****
Сообщений: 372



WWW
« Ответ #12 : 22 Декабря 2011, 15:43:00 »

Ждем результатов тестирования Данлера. Интересно же все-таки да-да, что с ними сталось после таких суровых условий
Записан

Спортивная Федерация ездового спорта Красноярского края
NataliSha
Ветеран
*****
Сообщений: 1198


Ганька и Денька


WWW
« Ответ #13 : 22 Декабря 2011, 18:53:02 »

УРА людям, которые участвовали в экспедиции! и УРА якутским лайкам!!!!!!   как я рад!  как я рад!  как я рад! круто круто круто аплодисменты аплодисменты аплодисменты Россия чемпионка Улыбка
Записан

У меня неизлечимая болезнь - якутолайкопомешательство... ♥♥♥
Yukiko
Ветеран
*****
Сообщений: 5704


✰Yukiko, Kenta, Zoom & Jazz✰


WWW
« Ответ #14 : 22 Декабря 2011, 19:43:45 »

Цитировать
это единственная порода ездовых собак, способная проходить до 70 км за переход в таких суровых условиях.
а как же сибирские команды, которые ходят юкон , амудсенрейс и айдитород?
хорошие упряжки сибирок способны идти за день 150км.

p.s. а что в итоге одевали из одежды, посслойно интересует. и что на руки?
мне кажется немного странным сравнивать климатические условия Аляски и Якутии. те собаки, которые бегают гонки на Аляске, точно не выжили бы в Якутии и дело естественно тут не в кол-ве км, которые собаки могут пройти за один переход.

ПС: рассказ очень интересный! всегда смотрела на фотографии ребят из Якутии и думала: а как они там живут зимой?!?! теперь будет хотя бы отдаленное представление как ))))
Записан

✰ Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий... время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру ✰
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 24   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


  Rambler's Top100  Яндекс цитирования     
Страница сгенерирована за 0.048 секунд. Запросов: 21. Powered by SMF 1.1.2 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
™~™
/_forum/index.php/topic,25542.msg1479728.html